СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................................. 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» .............. 5 1.2. Цель программы воспитания ...................................................................................... 6 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания ............. 8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ ............. 11 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ ............................................... 11 2.3. Направления реализации программы воспитания................................................................ 12 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ............................................ 15 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ.............. 17 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы ........................... 17 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы ............................ 18 3.4. Календарный план воспитательной работы ............................................................. 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» (далее - ООП ДО). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы своспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания; Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ; Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит вариативные модули: Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни» Модуль 2 - «Экологическое воспитание» Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Модуль 4 - «Патриотическое воспитание» Модуль 5 - «Конкурсное движение» Модуль 6 - техническая направленность «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» Образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. МБДОУ «Детский сад 18 «Ясмина» расположен в приспособленном двухэтажном здании, находится по адресу Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Новый Параул, ул. Параульская №1. Микрорайон является экологически чистым. Недалеко от дошкольного образовательного учреждения находится Параульская СОШ №3, дошкольное учреждение имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия. В МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» 5 групп, имеется музыкальный зал, нет кабинета педагога-психолога. В группах имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Педагоги коллектива работают по Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина», разработанной на основе примерной программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы», а также региональной программы «Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан». Основной целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. ФГОС ДО определяет как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Процесс воспитания в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. 3 Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы дошкольного учреждения являются ключевые мероприятия МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», «Календаря образовательных событий Республики Дагестан», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Социальными заказчиками реализации Программы воспитания как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. 4 1.2. Цель и задачи программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. В воспитании детей младшего дошкольного возраста Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогаетполивать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки икниги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн); сформировать представление о Республике Дагестан как о своей малой родине, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и 5 сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании само ценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. 2. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; Повышение педагогической культуры родителей; Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в дошкольном учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России». «Портрет Гражданина России 2035 года»: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно - нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и 6 устремлённый в будущее. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства само регуляции, самоорганизации и рефлексии. 4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, само реализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья 7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. «Портрет выпускника ДОУ» В процессе воспитания к окончанию дошкольного образовательного учреждения предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, Республики Дагестан, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно - нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и 7 учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства само регуляции, самоорганизации и рефлексии. 4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, само реализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. 6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. 8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. 9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в 8 ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: − социально-коммуникативное развитие; − познавательное развитие; − речевое развитие; − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. 2.2. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 9 2.3. Направления реализации программы воспитания МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. В дошкольном образовательном учреждении проводится работа по здоровье сберегающим технологиям. Основой здорового образа жизни являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность взрослого и ребенка в течение дня. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек; - предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; - использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; - содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. МОДУЛЬ 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения, что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Деятельность дошкольников, это путешествия в природу, главным содержанием которых 10 является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, поохране природы родного края, города, села, поселка, детского сада. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы: Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», Николаева С.Н. «Юный эколог». Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанноправильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественноэстетической, коммуникативной). Экологическое воспитание - несомненно, важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. МОДУЛЬ 3 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. В практике МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» накоплена определенная совокупность форм и методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Зная психологические и индивидуальные особенности ребенка в детском возрасте, мы стараемся спрогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы расширяем выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл ипоследствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. 11 МОДУЛЬ 4 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма исоциальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных 12 традиций и народного творчества. МОДУЛЬ 5 «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Конкурсное движение - это перспективная форма сотрудничества дошкольной организации с семьей, которая может реализовывать повышение педагогической компетентности родителей, активного вовлечения их в процесс общественного воспитания. Для МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» является важным фактором участие в конкурсном движении, так как решает задачи воспитания разностороннего и своевременного развития детей, способных к самоуправлению в условиях современного дошкольного образования. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик. Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными. Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка. Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания: установление партнёрских взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками; поддержка детской инициативы и самостоятельности; добровольное участие детей в конкурсах; поиск новых увлечений и раскрытие способностей. Формы организации конкурсного движения для решения воспитательныхзадач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования. МОДУЛЬ 6 ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» Познавательные задачи технической направленности - это задачи, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской и конструктивной совместной деятельности в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основной целью модуля является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придаёт занятиям одухотворенность. Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и 13 результатов собственной деятельности. 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации), внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина», являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» воспитательного процесса являются: Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу; Состояние организуемой в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина». 14 Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных: с качеством проводимых мероприятий ДОУ; с качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; с качеством проводимых экскурсий, походов; с качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного 15 воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметнопространственной среды; оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах, которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, семьи и педагогических работников; системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г,(ФГОС ДО). 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания отвечают поставленным воспитывающим целям, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику дошкольного 16 учреждения Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Предметно-пространственная среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор аудио и видео материалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое оснащение развивающей предметно - пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» на текущий учебный год. 17 3.4. Календарный план воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18 «Ясмина» на 2021-2022 учебный год Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Срок проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Формы работы Ранний возраст Младший возраст «В гостях у Мойдодыра» . Трудовые поручения Привлечение детей Убираем игрушки к помощи воспитателю Наблюдение за Наблюдение за Наблюдение за трудом взрослых трудом няни трудом дворника Дидактические игры «Угадайте, что я «Кто что делает?» делаю?» Беседа Беседа «Всему свое место». Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст «Разговор о профессиях» Почему родители ходят на работу? Все работы хороши Труд в уголке природы Помоги накрыть на стол Уборка на участке Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом кастелянши Наблюдение за трудом медсестры Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Чудесный мешочек Лото «Профессии» «Кому что нужно для работы» Декабрь Экскурсия Кто работает в нашей группе? Кто работает в детском саду? В магазин В Сбербанк В кафе Январь Игровые обучающие ситуации «Помоги кукле Алине накрыть на стол» «Вымоем посуду» «Купаем кукол» «Покажем малышам, как ухаживать за растениями» «Покажем малышам, как ухаживать за растениями» Февраль Встреча с людьми интересных профессий «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая «Есть такая профессия – Родину профессия – Родину защищать» защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» Март Фотовыставка «Кем работают наши мамы» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» Литературная гостиная «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» 18 Апрель Просмотр мультфильмов, развивающих видео Театрализованная деятельность Май Июнь Июль Август Тематические мероприятия «Кем быть?» «Три кота» «Почему родители работают?» сборник серий о Навигатум профессиях Картотека театрализованных игр (выбор педагога) Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» «Калейдоскоп профессий» Навигатум «Кем стать?» Навигатум «Парад профессий» «Кем ты в жизни хочешь стать?» Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», В. Маяковский «Кем Быть?», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю. Тувим «Всё для всех», Дагестанские народные сказки. Сюжетно-ролевые «Магазин» «Птицефабрика» Туристическое Туристическое «Семья» сюжет игры агентство агентство «Уборка на «Сулакский «Сулакский кухне» каньон» каньон» Трудовые поручения Поливаем Кормление птиц Уборка в песочнице Уборка на участке Уборка на участке цветник Продуктивная Создание альбома Создание альбома Создание лэпбука по Создание лэпбука Создание лэпбука деятельность «Кем работают «Кем работают «Профессии моей «Профессии моего «Профессии моего наши мамы и наши мамы и семьи» села» села»» папы» папы» 19 Модуль «Патриотическое воспитание» Срок Ранний возраст проведени я Сентябрь Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Октябрь Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Сюжетно – ролевая игра Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» «Моя семья» Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра «Мой дом» «Мой адрес» «Мой адрес» Мое любимое село – Новый Параул Мое любимое село – Новый Параул Мое любимое село – Новый Параул «Памятники и достопримечательности родного села» Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» Развлечение «Семья – дороже всего» Игра-путешествие по родному селу «Село, в котором я живу» «Великие люди в истории родного села» Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека Фестиваль творчества «Мы едины и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Выставка «От истоков прекрасного - к творчеству» Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Выставка «От истоков прекрасного - к творчеству» к Международному Дню пожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Ноябрь Младший возраст Фестиваль творчества «Мы едины - и непобедимы» (декламация, вокал, рисунки) Фестиваль творчества «Мы едины - и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Развлечение «Семья – дороже всего» Экскурсия в краеведческий музей Выставка «От истоков прекрасного - к творчеству» 20 Оформление экспозиции фотографий «День матери» Декабрь Оформление уголка группы на тему «В гостях у бабушки Патимат» Народные игры, фольклор Январь Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Театрализованное представление для детей «Русские народные сказки» и «Дагестанские народные сказки» «Моя Родина – Россия» «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» Оформление Оформление экспозиции экспозиции фотографий рисунков и фотографий «День матери» «Сердце матери лучше солнца греет» «Моя малая родина - Дагестан» Дидактическая игра «Дагестанские народные костюмы» «Праздники Дагестана» Народные игры, фольклор Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Театрализованное представление для детей «Русские народные сказки» и «Дагестанские народные сказки» «Моя Родина – Россия» «Моя малая родина - Дагестан» Дидактическая игра «Дагестанские народные костюмы» «Как жили наши предки» Просмотры видеоматериалов «Культура и традиции дагестанского народа» «Праздники Дагестана» Народные игры, фольклор «Культура и традиции дагестанского народа» Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. «День знаний о промыслах умельцев Дагестана» Фотовыставка о проведении новогодних праздников. Оформление выставки «Дагестанские мастера» «Праздники Дагестана» Народные игры, фольклор «День знаний о промыслах умельцев Дагестана» Оформление выставки «Дагестанские мастера» «Моя Родина – Россия», «Сердце матери лучше солнца греет» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Как жили наши предки» Просмотры видеоматериалов «Культура и традиции дагестанского народа» «Праздники Дагестана» Народные игры, фольклор Фотовыставка о проведенных новогодних праздников. «День знаний о промыслах умельцев Дагестана» Оформление выставки «Дагестанские мастера» 21 Февраль Март Сюжетно – ролевая игра «Наш любимый детский сад» «Народы нашей страны» Праздник «Мы – солдаты» (стихи) Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии Дидактическая игра «Народы России» «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Мир вокруг нас» «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». Праздник «Наша Армия родная» стихи, песни, фотографии Праздник «Наша Армия родная» стихи, песни, фотографии Дидактические игры для дошкольников всех возрастных групп, А.В. Гришина «Махачкала – моя столица», А.В. Гришина «Волшебный мир сказок», Р.Х. Гасанова «Фольклор и литература народов Дагестана, книги по ознакомлению с окружающим миром для всех возрастных групп дошкольного образования, М.М.Байрамбеков «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана «Мамочка и бабуля «Я для милой «Наши мамы и бабушки» «Наши мамы и «Мамочка и бабуля любимые» мамочки…» бабушки» любимые» Изготовление альбома Стихи, песни Изготовление альбома Стихи, песни Изготовление альбома Изготовление Праздник 8 Марта Стихи, песни Стихи, песни сувениров к 8 Марта Праздник 8 Марта (подарки мамам и Праздник 8 Марта Навруз Байрам Праздник 8 Марта бабушкам) Стихи, песни Праздник 8 Марта «Путешествие в «Путешествие в столицу «Люби и знай свою «Люби и знай свою «Люби и знай свою столицу Дагестана – город столицу» столицу» столицу» Дагестана – Махачкала» Конкурс знатоков Конкурс знатоков родного Конкурс знатоков город Виртуальная экскурсия родного края края родного края Махачкала» Виртуальная экскурсия Экскурсия в город Экскурсия в город 22 Апрель «День космонавтики» Просмотр мультфильма Май «День космонавтики» Просмотр мультфильма «День космонавтики» «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Виртуальная экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс проектов «Парки и скверы нашего села» Конкурс проектов «Парки и скверы нашего села» Конкурс проектов «Природа России», «Природа Дагестана» Праздник Праздник Праздник «День Победы» «День Победы» «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» Июнь Спортивное развлечение «День России» Июль Праздник «Мама, папа, Я Праздник «Мама, папа, Я – – наша дружная семья наша дружная семья «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс проектов Конкурс проектов «Природные богатства «Природные России», богатства России», «Природные богатства «Природные богатства Дагестана» Дагестана» Праздник Праздник «День «День Победы» Победы» «Их подвигам «Их подвигам гордятся гордятся внуки» внуки» «Панорамы боевых «Панорамы боевых действий» действий» моделирование моделирование «Бессмертный полк» «Бессмертный полк» «Люди, прославившие «Люди, Россию» прославившие Викторина Россию» Викторина Спортивное развлечение «День России» Праздник «День семьи» Праздник «День семьи» Спортивное развлечение «День России» Праздник «День семьи» 23 Август Срок проведения Сентябрь Конкурс детского творчества «Мой любимый детский сад» Ранний возраст Конкурс детского творчества «Мой любимый детский сад» Модуль «Конкурсное движение» Младший возраст Средний возраст Фотоконкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Фотоконкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Январь Февраль Октябрь Ноябрь Декабрь Конкурс детского творчества «Мой любимый детский сад» Конкурс детского творчества «Мой любимый детский сад» Старший возраст Конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Фотоконкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «В единстве наша сила» Фотоконкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «В единстве наша сила» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Фестиваль конструирования Фестиваль конструирования Фестиваль конструирования Конкурс детских рисунков «Папа может всё!» Конкурс детских рисунков «Папа может всё!» Конкурс детских рисунков «Папа может всё!» Конкурс детского творчества «Мой любимый детский сад» Подготовительный возраст Фотоконкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «В единстве наша сила» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Конкурс детского Конкурс детского творчества «Вдохновение - творчества Зима» «Вдохновение-Зима» Конкурс детских рисунков Конкурс детских «Папа может всё!» рисунков «Папа может всё!» 24 Март Апрель Фотоконкурс «Праздник Навруз-Байрам» Конкурс рисунков "Космические фантазии" Фотоконкурс «Праздник Навруз-Байрам» Конкурс рисунков "Космические фантазии" Фотоконкурс «Праздник Навруз-Байрам» Конкурс рисунков "Космические фантазии" Май «День Победы» Июнь Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные ладошки» Июль Фотоконкурс «СУПЕР-семейка» «Мы – наследники Победы» «Мы – наследники Победы» Конкурс рисунков Конкурс рисунков на асфальте на асфальте «Разноцветные «Разноцветные ладошки» ладошки» Фотоконкурс Фотоконкурс «СУПЕР-семейка» «СУПЕР-семейка» Август Конкурс рисунков «Мой дом родной» Конкурс рисунков «Мой дом родной» Конкурс рисунков «Мой любимый Дагестан» Фотоконкурс «Праздник Навруз-Байрам» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» «Май. Весна. Победа» Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные ладошки» Фотоконкурс «Праздник НаврузБайрам» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» «Май. Весна. Победа» Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные ладошки» Фотоконкурс «СУПЕР-семейка» Фотоконкурс «СУПЕР-семейка» Конкурс рисунков «Мой любимый Дагестан» Конкурс рисунков «Мой любимый Дагестан» 25 Срок проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Ранний возраст Беседа «Мир природы» Модуль «Экологическое воспитание» Младший возраст Средний возраст Аппликация «Бабочки» ООД «Растения леса» Старший возраст Подготовительный возраст Экскурсия «Деревья осенью» Экскурсия «Деревья осенью» Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Беседа «Птицы» Занятие «Знакомство с Изготовление подарков из Изготовление подарков Изготовление подарков из природных из природных корнеплодами репы и природных материалов к материалов к материалов к моркови» празднику «День пожилого празднику «День празднику «День человека» пожилого человека» пожилого человека» Беседа «Комнатные цветы» Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» Театрализованное Театрализованное Театрализованное Наблюдение за погодными развлечение «День птиц» развлечение «День развлечение «День явлениями птиц» птиц» Беседа «Братья наши меньшие», Театрализованное представление «Как муравьишко домой спешил» Изготовление Изготовление кормушки Досуг «Праздник Занятие «Украсим елку Изготовление новогодней елки для кормушки для птиц для птиц снегом» кормушки для птиц кукол» Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка), А.В.Гришина «Волшебный мир сказок», Р.Х.Гасанова «Фольклор и литература народов Дагестана» Наблюдение «Кто Акция «Покорми птиц» прилетает на кормушку?» Наблюдение за птицами Занятие «Заяц и волк — лесные жители» Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Наблюдение: «Какие Экспериментирование воробьи? Какие вороны?» со снегом и льдом Акция «Покорми птиц» Экспериментирование со снегом и льдом 26 Чтение сказок: Март Апрель Май Июнь История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка). Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Беседа «Что такое Акция «Берегите лес» лес» Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никита охотник», А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», А. Лопатина «Кто землю украшает», М. Скребцова «Могучая травинка» Изготовление листовок «Берегите воду!» (22 марта Всемирный день воды) Беседа «Прилетели Дидактическая игра «Кто Акция «Каждую соринку – Акция «Каждую Акция «Каждую птицы» живет в лесу?» в корзинку!» соринку – в корзинку!» соринку – в корзинку!» Консультации в родительском уголке «Как научить ребенка беречь природу» Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли» Беседа «Как беречь природу?» Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за цветущими растениями цветущими растениями цветущими растениями на на территории детского на территории детского территории детского сада сада сада Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада Чтение экологических сказок о мусоре: « Зайчик и Медвежонок» (экологическая сказка), «Маша и Медведь» (экологическая сказка), «Нет места мусору» (экологическая сказка), «Сказка про хламище-окаянище» (экологическая сказка) Эколого - оздоровительный Эколого - оздоровительный Эколого Эколого Беседа праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на оздоровительный оздоровительный «Забавные темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на одуванчики» огород», «Домашние огород», «Домашние темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш животные» и другие животные» и другие огород», «Домашние огород», «Домашние животные» и другие животные» и другие Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Июль Участие в проекте «Эколята-дошколята» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Август Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Участие в проекте «Эколятадошколята» Сбор листьев с деревьев и Сбор листьев с деревьев Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление и кустарников, кустарников, гербария изготовление гербария изготовление гербария 27 Модуль «Основы здорового образа жизни» Срок проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Консультация для Беседа «Чумазый мальчик» Беседа «Я и моё тело» Беседа «Личная гигиена» Беседа «Режим родителей «Здоровый дня», «Вредные образ жизни в семье» привычки» Беседа «Чумазый мальчик» Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса», книги по ознакомлению с окружающим миром для всех возрастных групп дошкольного образования Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация Сюжетно-ролевая игра Сюжетно ролевая «Научим Мишку «Аптека» игра «Больница», «В гостях «Как привести умываться» сюжет у Мойдодыра» себя в порядок» «У стоматолога» Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра «Воробышки и «Красный, «Красный, «К своим знакам» «К своим знакам» автомобиль» желтый, зеленый» желтый,зеленый» Игровая ситуация «Помоги зайке перейти дорогу» Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» Игровая ситуация «Помогизайке перейти дорогу» Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» Игровая ситуация «Едем вавтобусе» Игровая ситуация «Однажды на улице» Игровая ситуация «Я пешеход и пассажир» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Дидактическая игра «Комучто нужно?» Дидактическая игра «Покажи правильно» Дидактическая игра «Если кто-то заболел» Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинский Экскурсия в кабинет медицинский кабинет Дидактическая игра «Назови вид спорта» 28 Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга» Январь Игровая ситуация «Можно - нельзя» Игровая ситуация «На игровой площадке» Игровая ситуация «Поведение с незнакомыми людьми» Игровая ситуация «Один дома» Игровая ситуация «Чрезвычайные ситуации на прогулке» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси» Февраль Загадки об овощах и фруктах Беседа «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» Дидактическая игра «Разложи на тарелках полезные продукты» Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» Опытноэкспериментальная деятельность (ОЭД) «Посадка лука» Опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД) «Посадка лука» Опытноэкспериментальная деятельность (ОЭД) «Посадка лука» Опытноэкспериментальная деятельность (ОЭД) «Посадка лука» Опытноэкспериментальн ая деятельность (ОЭД) «Посадка лука» Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» Март Беседа «Спички не Беседа «Спички не тронь, в тронь, в спичках огонь» спичках огонь» Беседа «От чего происходят пожары?» Театрализованная деятельность по теме Игровая ситуация «Если возник пожар?» Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» 29 Апрель Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка», Програм День Здоровья День Здоровья День Здоровья «Новые здоровье сберегающие технологии» физкультурно Социальная акция «Дети не умеют летать!» Май Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбука безопасности» Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светоф Степа милиционер» Июнь Июль Август Срок проведения Сентябрь Спортивный праздник «Здравствуй, л Консультация для родителей «Лето прекрасное и опасное» Дидактическая игра где растёт?» «Что Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» Летняя школа безопасности «Защита от солнца» Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасик и его команда Летняя школа безопасности «Безопасность на дороге» Конкурс рис Модуль «От Фрёбеля до робота: растим будущих инже Старший возраст Знакомство с конструкторами LEGO, организация рабочего Знакомство с кон места. Техника безопасности места. Техника б Октябрь «Конструирование по замыслу» LEGO «Конструировани Ноябрь «Я и моя мама» Моделирование фигур людей «Я и моя мама» Декабрь «Животные в зоопарке» «Животные в зоо Январь «Дом, в котором мы живем...» «Дом, в котором Февраль «Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины» «Построим фурго Март «Просмотр видео презентации «Роботы в жизни человека» «Просмотр видео 30 Апрель «Ветряные мельницы» «Ветряные мельни Май «Конструирование по замыслу» Июнь «Ветровая электростанция» «Ветровая электро Июль Коллективная работа «Водопад» Коллективная раб Август Изготовление моделей для съёмки мультфильма LEGO Коллективная ра Изготовление мо 31